Закупочная деятельность – совокупность бизнес-процессов, без которых сегодня не может существовать ни одна организация, начиная с ООО со штатом в 3-5 человек и заканчивая федеральными, региональными и муниципальными органами власти, а также такими гигантами, как госкорпорации и холдинги с бюджетами в многие сотни миллиардов рублей и численностью работающих в сотни тысяч человек.
Как и любая деловая активность, связанная с финансами, автоматизация закупок практически каждой организации является предметом нормативного регулирования и контроля. Но в этой всеобъемлющей сфере есть две большие области, удостоившиеся (каждая своего) специального регуляторного подхода – это закупки государственных и муниципальных заказчиков (часто объединяемых не очень корректным по сути, но однозначно увязываемым с соответствующим кодексом регулирования кратким термином «госзаказчики») и закупки госкомпаний/госкорпораций и других организаций с государственным участием в капитале (также часто не очень корректно называемых «корпоративными заказчиками» — с подразумевающимся дополнением «государственно-корпоративные»).
Первая из названных областей в настоящее время регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вторая – Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По разным оценкам, объемы затрат на закупки товаров и услуг составляют от 25 до 65% (и даже более) в выручке коммерческих компаний или бюджете организаций с государственным участием. Традиционно основными драйверами для оптимизации и автоматизации закупочных процессов считаются экономия средств на закупках, сокращение времени на осуществление закупок, повышение прозрачности закупок, снижение организационных издержек.